Петрова Марина Павловна, учитель-логопед

Проектная деятельность «Школа для родителей»

Проект Школа для родителей

Паспорт проекта

Название проекта:«Школа для родителей».

Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 97» города Иванова Петрова Марина Павловна.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный.


Сроки реализации: сентябрь 2020г. – май 2021г.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Принятый Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.


В ходе логопедической работы необходимо:

· активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;

· разъяснить и показать родителям, в чем состоит логопедическая работа;

· помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей.

Актуальность проекта определяется реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида, необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.


Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, их родители.

Задачи:

§ установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов;

§ повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

§ воспитать у родителей привычку интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции;


§ выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;

§ заинтересовать родителей пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда», консультациями учителя-логопеда на сайте детского сада.

Ожидаемые результаты:

· Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.


· Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда» и сайта детского сада.


· Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.


Эффективность данных результатов заключается:


Для детей – положительная динамика речевого развития, успешная социальная адаптация в ДОУ и семье, индивидуальный подход к каждому ребенку.


Для родителей – положительная оценка деятельности ДОУ, готовность и желание помогать ДОУ.


Для учителя-логопеда – эффективность работы с родителями по вопросам речевого развития детей и коррекционной работы с детьми.



Описание проекта


Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:


1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).


Задачи:


1.  Обсуждение и формулировка проблемных вопросов.


2.  Подбор упражнений для развития мелкой моторики, подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи, упражнения для языка и губ.


3.Анкетирование родителей. В ходе анкетирования, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. 


 2 этап — основной (практический).


Задачи:


1.  Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.


2.  Пополнить и дополнить логопедическую копилку для работы с детьми и их родителями.


Средства и методы проекта:


Проведение родительских собраний, консультаций, мастер-классов.


 Сбор и изучение информации.


Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации, публикации и т.п..


Наглядно-информационные формы: стенд «Советы логопеда», папки-передвижки, памятки для родителей «Строение артикуляционного аппарата», «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» и др.


Совместное с родителями изготовление пособий для логопедических игр и занятий.


Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.


3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).


Задачи:


1.  Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.


2.  Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.



Список литературы:


1.  Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.


2.  Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.


3.  Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.


4.  Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.



План работы


N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Участники

1.Подготовительный

этап

до 15.09

Анкетирование «Речевое развитие ребенка»

Проанализировать особенности семьи, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

 

Октябрь

Мастер-класс «Логопедическая разминка»

 

 

 

 

Буклет

«Артикуляционная гимнастика»

 

Совместное с родителями и детьми проведение артикуляционных и дыхательных гимнастик.

Рекомендации, которые дает логопед, это специальные упражнения для развития мышц речевого аппарата: губ, щек, языка.

Памятки для родителей. Фотоотчет на сайте, фотовыставка в приемной

Информационный буклет

Учитель-логопед, родители, дети

Учитель-логопед, родители

2.Основной (практический) этап

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем - речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики.

Протокол проведения семинара-практикума

Учитель-логопед, родители

Декабрь

Консультация
«Речевое дыхание - основа правильной речи»

Консультация с практической частью.

Консультация

Учитель-логопед, родители

Январь

Изготовление пособий для логопедических игр

Сенсорные дорожки, звуковые домики, пособия для игр на дыхание и др.

Пополнение логопедической копилки

Учитель-логопед, родители

Март

Практикум
«Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Консультация-практикум

Учитель-логопед, родители

Апрель

Конкурс рисунков к чистоговоркам

Подбор речевого материала, рисование

Выставка рисунков

Учитель-логопед, воспитатели, родители, дети

Май

НОД «Праздник красивой и правильной речи»

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Конспект проведения НОД, видео запись НОД

Учитель-логопед,
дети, педагоги ДОУ

Еженедельно

Индивидуальные домашние тетради

Заниматься с ребёнком дома ежедневно.

Памятки

Учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Информация по теме недели в «Уголке логопеда»

Задания и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи

Информационные листы на стенде

Учитель-логопед, родители

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Результаты тестирования

Учитель-логопед, родители

Май

Мониторинг уровня речевого развития детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

Протокол ПМПК

 Учитель-логопед,
дети




8 октября 2022 в 15:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.