Петрова Марина Павловна, учитель-логопед

Проект «Песочная терапия в работе с детьми с ТНР»

 Проект «Песочная терапия в работе с детьми с ТНР»

Актуальность.

К. Д. Ушинский писал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Игра с песком – это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс. Песочная терапия позволяет решить множество коррекционных и образовательных задач в обучающем процессе. Актуальность заключается в том, что многие современные  концепции дошкольного  образования признают  незаменимое  влияние песочной терапии на речевое развитие реб нка. Кроме того, песочная терапия способствует развитию внимания, восприятия, памяти, мышления. Песок идеально подходит для формирования перцептивных  ощущений, сенсорного воспитания, мелкой моторики.

Постановка проблемы.

Совершенно очевидно, что необходимо совершенствовать дидактически приемы, методы образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, являются эффективным способом подачи материала.

Возникает проблема: создание условий для обеспечения эффективности работы по коррекции речевого развития детей средствами песочной терапии.

Тип проекта: образовательно – развивающий.

По содержанию: практико – ориентированный.

По характеру участия ребенка: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: интегрирован в семьи воспитанников.

По количеству участников: индивидуально – подгрупповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации проекта: октябрь 2021 - май 2022.

Автор проекта: учитель-логопед МБДОУ № 97 Петрова М.П.

Участники проекта:

- воспитанники подготовительной логопедической группы

- специалисты ДОУ

- родители воспитанников.

Основные направления работы с детьми:

- совместная деятельность взрослого и ребенка;

 - самостоятельная деятельность ребенка.

Цель проекта: Развитие речи детей-логопатов средствами песочной терапии.

Задачи:

-вызывать положительные эмоции от игр с песком в совместной деятельности с другими детьми

-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику и ориентировку в пространстве

- развивать фонематический слух

-автоматизировать звуки в речи

- обогащать и активизировать словарный запас;

- развивать навыки словообразования и словоизменения; - развивать связную речь;

- развивать внимание, речевую память, воображение;

- формировать положительные качества личности ребенка. - формировать предпосылки поисковой деятельности;

- развивать коммуникативные умения вести беседу в процессе совместной деятельности;

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;

- разработать систему игр и занятий с детьми.

Гипотеза образовательного проекта.

 

В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Песочная терапия в коррекции речевых нарушений» у воспитанников повысится уровень  фонетико-фонологической и лексико-грамматической компетенции, будут развиваться познавательные способности и навыки позитивно-коммуникативного поведения.

Принципы реализации проекта.

 

- принцип доступности предусматривает учет уровня речевого развития, особенностей индивидуального и психического развития детей;

- принцип системности обеспечивает решение комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;

- принцип последовательности заключается в постепенном повышении уровня сложности речевого материала в процессе познавательной деятельности с песком.

- принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно- образовательной работы.

Ожидаемый результат.

Для детей:

- повысится уровень фонетико-фонологической и лексико-грамматической компетенции;

- повысится уровень познавательной активности (расширились представления об окружающем мире), творческих способностей, позитивно-коммуникативного поведения в ходе игр с песком;

- совершенствуется координация движений, мелкая моторика, ориентация в пространстве.

Для педагогов:

- повышение уровня профессионализма педагогов в реализации развивающих технологий;

- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы для обеспечения эффективности коррекции речевого развития детей.

Для родителей:

- повышение уровня заинтересованности родителей в применении развивающих технологий дома.

Этапы реализации проекта.

1 этап- Подготовительный.

- изучение методической литературы с использованием интернет ресурсов, анализ ситуации;

- ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта;

- подбор наглядно – дидактических материалов и оборудования для НОД, игр, индивидуальной работы с детьми.

2 этап – Внедренческий.

- подбор методических рекомендаций по использованию песочной терапии в коррекционной работе;

- создание системы игр и занятий с детьми;

- привлечение родителей к использованию песочной терапии в рамках семейного воспитания.

3 этап – Итоговый.

- консультации для педагогов и родителей;

- создание картотеки игр и упражнений с песком;

- памятки об использовании игр с песком в семье;

- презентация «Песочная терапия, как средство речевого развития детей с ОВЗ».

- видеоролик «Волшебный песок»

4 этап – Рефлексия

- произвести оценку результатов проекта, представить отчет в доступных формах;

- распространить идею проекта в образовательной среде.

 

Методическое обеспечение проектной деятельности.

1. Рабочая программа учителя-логопеда, календарно-тематическое планирование (утверждены на педагогическом совете)

2. Аромштам М. «Игры на влажном песке»//Дошкольное образование - июнь №12 2006 3. Андрунь С. «Чудеса из песка» //Обруч №3 2007

4. Бережная Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста»//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007

5.Грабенко Т. М. «Игры с песком или песочная терапия»//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004

6. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». -СПб.,1998г.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Практикум по песочной терапии». – СПб.: «Речь», 2002г.

8. Сакович Н.А. «Технология игры в песок. Игры на мосту».- СПб.: «Речь», 2006г. 9. Штейнхард Л. «Юнгианская песочная терапия». СПб.: Питер, 2001г.

10. Бондарцева С.Н. «Домик развития можно строить на песке» - Педагогический вестник.-2006.-N3.-С.5.

11. Васильченко Л.Н «Песочная терапия как средство развития деятельности реб нка» -Л.Васильченко «Развитие и коррекция»-2001.-вып.10.-С.42-47.

12. Жителева С.С. «Песочная терапия» - С.С.Жителева «Реб нок в детском саду».-2006.-N4.-С.65-68

13. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. «В гостях у Песочной Феи» / Н.В. Кузуб, Э. И. Осипук. -СПб. : ТЦ «Сфера», 2011. - 126 с.

Картотека

дидактических игр и упражнений с песком.

 

Развитие мелкой моторики и снятия эмоционального напряжения

· Упражнения:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, санки и т. д.);

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

создать отпечатками ладоней — кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;

«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами)

· Упражнение «Следы на песке»:

- «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

- «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

- «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

- «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

- «Кроказябля» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.

· Дидактическая игра «Кто к нам приходил?». Одному ребенку

предлагается изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные, птицы, насекомые; другому реб нку угадать, чьи следы он увидел.

· Игра-упражнение «Секретные задания кротов». Реб нку предлагается

найти в песке конкретный предмет (шарик, кубик, «яйцо», кирпичик и др.) без опоры на зрительный анализатор.

· Дидактическое упражнение «Страна наших чувств». Реб нку

предлагается на ровной поверхности песка нарисовать или слепить свой страх. Затем разрушить скульптуру или выровнять рисунок, чтобы получилась ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, предложить реб нку создать «вес лую картинку» из материала и фигурок, которые ему нравятся.

· Дидактическое упражнение «Веселые соревнования» - упражнение в согласовании движений пальцев рук со словами. Детям предлагается разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Педагог говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям да тся задание - бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

· Дидактическая игра «Нарисуй картинку пальцами». Детям предлагается вспомнить, на чем рисуют художники свои картины, представить, что все они художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у них - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей.

Работы украшаются бросовым материалом. Дети вместе с педагогом выбирают победителя.

Артикуляционные упражнения.

· «Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

· «Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

· «Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

· «Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

· «Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Развитие диафрагмального дыхания

Упражнения:

· «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит

неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

· «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает

воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой стру й выдувает ямку в песке; · «Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

· «Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

· «Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

· «Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает е , помогая герою продолжить свой путь;

· «Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

· «Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Развитие фонематического слуха.

Упражнения:

- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

- «Сильный мотор»- произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д. Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.

- провести дорожку к картинке (игрушке) с заданным звуком; - отметить на песке место заданного звука в словах;

- обвести картинку с заданным звуком, с заданным количеством слогов;

- нарисовать под картинкой (игрушкой) цифру (символ), соответствующую количеству слогов в слове, слов в предложении;

- нарисовать дорожку (длинную, короткую), соответствующую длине слова. · Дидактическая игра «Мой город». Педагог дает задание – выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Дидактическая игра «Зоопарк» (дифференциация звуков). На песке вперемежку выставляются фигурки животных, птиц насекомых (с оппозиционными звуками). Дети должны разделить пространство и заселить одну часть «зоопарка» «жителями» с одним звуком, а другую часть «жителями» со звуком-оппозиционером

Похожие сюжеты разыгрываются по темам «Растения», «Одежда», «Мебель», «Посуда».

Дидактическая игра «Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Артикуляционная гимнастика

· Дидактическое упражнение «Два города» - под толстым слоем песка

спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

· Дидактическое упражнение «Дорожка».

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

· Дидактическое упражнение «Горочка».

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения -выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

· Дидактическое упражнение «Дорожка».

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

· Дидактическое упражнение «Совпадение».

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

 

Работа над лексической стороной

· Расширяется и активизируется лексика, связанная с песочницей: существительные – песок, песчинка, песчанка, песочек, дюны, барханы, караваны и т.д.;

глаголы (даже без уч та использования приставок) – сыпать, гладить, грести, превращать, мочить и т.д.;

прилагательные – песочный, песчаный, л гкий, сыпучий, сухой, влажный, мокрый, золотой, золотистый, зыбучий и т.д.

· Классификации – распределение предметов, изображений по

различным отделам в «Магазине», «В гараже – ангаре – доке», зонам пребывания в «Зоопарке» или на планете «Земля».

Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

· Дидактическое упражнение «Полоски».

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

· Дидактическое упражнение «Исправь ошибку».

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

· Дидактическое упражнение «Раздели слово на слоги».

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

· Дидактическая игра "Построй ступеньки» (Деление слов на слоги).

На возвышенностях, сделанных из песка, расположить домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов – названий предметов, изображ нных на карточках. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя -двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

Совершенствование грамматического строя речи.

· Наряду с выполнением действий дети упражняются в употреблении

приставок с различными корнями (насыпать, налить, накрыть, написать и т.д.), образуя новые слова и конструкции.

· «Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории: - предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО

· «Мы едем в гости…» игровое упражнение для развития

пространственных представлений (направо, налево, впер д, назад). Реб нок регулирует движение машинки по песочной дороге, чтобы помочь другому игроку добраться до нужного объекта.

· «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда педагог стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

· «Песочные прятки» - игровое упражнение для развития умения

согласовывать прилагательное с существительным. Ребенку предлагается опустить руки в песок и найти то, что ему попадется. Затем педагог просит назвать все предметы, которые были найдены в песке, рассказав какие они.

· Дидактическая игра «Я делал - я сделал» - упражнение в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал). Перед занятием в песке прячутся фигурки. Ребенку предлагается откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем предлагается ребенку самому

закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

· Дидактическая игра «Звери на дорожках» - упражнение учит детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками.

Способствует упражнению в употреблении единственного и множественного числа имен существительных; закреплению знаний о диких животных и их детенышах.

Педагог показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Педагог берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

· Дидактическая игра «Волшебный клад» - упражнение в ориентировке

в пространстве, согласно словесным указаниям. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов.

В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Связная речь

· Дидактическая игра «Начни предложение».

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

· Дидактическая игра «Друзья».

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

· Дидактическая игра «Что случилось?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

· Дидактическая игра «Дорисуй картинку и составь предложение».

Взрослый (реб нок) рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

· Дидактическая игра «Отпечатки».

Ребенок смотрит на отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит его среди других предметов, описывает его.

· Дидактическая игра «Следы».

Педагог изображает следы животного, птицы. Ребенку предлагается угадать, кто оставил эти следы, описать какой он, что любит делать, как его зовут и т. д., а затем проверить правильность ответа, отыскав хозяина следов среди картинок.

· Дидактическая игра «Найди клад». Ребенок находит закопанные

предметы, произносит название предмета, описывает его, называет первый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет с ним предложение.

· Дидактическая игра «Цветные острова».

Детям предлагается создать на поверхности песка песочные острова, украсив их с помощью миниатюрных фигурок или сподручных материалов (пуговиц, бусин, камушков и др.) Далее детям предлагается отправиться в путешествие по этим островам, рассказывая о том, как они называются, что на них раст т, кто на них жив т.

· Дидактическая игра «Песочные строители».

Детям предлагается рассмотреть домик (замок) на листе бумаги, запомнить его, и построить песочные домики по памяти. После выполнения задания домики рассматриваются, и «строители» рассказывают о том, что и как они строили.

· Дидактическая игра «Найди отличие».

Ребенку предлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затем ребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали и показывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать, что изменилось.

· Дидактическая игра «Нарисуй «стихотворение». Проговаривание стихотворения сопровождается действиями с песком.

· При обучении рассказыванию вначале педагог созда т на глазах реб нка рассказ или сказку, выступая в роли рассказчика. При повторном

воспроизведении педагог может задавать множество уточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства, выстраивать диалог. Позднее, когда реб нок достаточно развит для довольно длительного и распростран нного самостоятельного высказывания, можно попытаться изменить ход сюжета, внеся в повествование интригу («Вдруг…», «И вот, когда все собрались, то увидели, что…»). Далее проигрывается литературное произведение с его пересказом детьми.

· Дидактическая игра «Проигрывание сказок» - развивает тактильную чувствительность, пространственные представления, внимание, наблюдательность, умение пересказать текст. На песке строятся декорации к сказке. В процессе пересказывания сказки выполняются действия с предметами.

4 октября 2022 в 20:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.