Петрова Марина Павловна, учитель-логопед
Проект «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда»Проект «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда» в старшей логопедической группе. Вид проекта: физкультурно-оздоровительный коррекционной направленности. Возраст детей: 5-6 лет. Разработчик проекта: учитель-логопед Петрова Марина Павловна. Участники проекта: Дети, родители, воспитатели, учитель-логопед, физкультурный инструктор старшей группы. Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели). Сроки реализации проекта: 15.01.2021 - 07.02.2021. Цель: Создание необходимых условий для воспитания и развития детей, направленных на сохранение и укрепление их физического и нравственного здоровья. Актуальность: Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто! Если есть здоровье, человек благополучен, счастливо живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя полноценно жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Приоритетная область: Физическое развитие. Интегративные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. Задачи: Физическое развитие -Создать условия для закаливания детей; -Развить потребность в ежедневных физических упражнениях разной интенсивности и направленности; -Совершенствовать умение детей координировать слова с движениями; -Развивать способность детей распределять внимание, ловкость, координацию движений; -Упражнять детей в выполнении бросков двумя руками от груди, из-за головы, передачу мяча по кругу вправо и влево произвольным способом; -Развивать скоростно-силовые качества детей; -Совершенствовать умение детей согласовывать движения рук и ног во время бега, ритмично дышать носом; -Формировать умение детей действовать по сигналу; -Развивать у детей крупную и мелкую моторику; -Поддерживать у детей интерес к спортивным играм; -Развивать артикуляционный аппарат детей; -Формировать у детей навыки самомассажа; -Обеспечить правильное физическое развитие детского организма, повысить его сопротивляемость инфекциям; -Сформировать гигиеническую культуру детей как элемент здорового образа жизни; -Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни. Познавательное развитие - Продолжать знакомить детей с зимними видами спорта, спортивным инвентарем и атрибутами для зимних игр; -Формировать представление о строении тела человека, функционировании различных органов; -Знакомить детей с основами безопасного поведения дома и на улице, развивать ответственность за свое поведение для сохранения своей жизни и здоровья; -Знакомить детей с возможными травмирующими ситуациями и способами их избежать; - Знакомить детей с некоторым правилами оказания первой медицинской помощи в случае травм (ушиб, порез, ссадина, ожог, обморожение и другие); -Знакомить детей с доступными средствами сохранения здоровья; - Рассказать детям о витаминах и полезных продуктах; Речевое развитие -Развивать связную речь детей; -Совершенствовать навыки детей в составлении описательных рассказов с использованием мнемотаблиц; -Формировать умение составлять сюжетный рассказ по картинкам, соблюдая последовательность, точность, выразительность; -Упражнять детей в диалогической речи; -Обогащать активную речь детей лексикой по темам «Зимние виды спорта», «Тело человека», «Безопасность»; -Совершенствовать грамматический строй речи детей. Социально-коммуникативное развитие -Подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов; -Формировать умение обыгрывать различные ситуации, исполнять различные роли, использовать необходимые атрибуты; -Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игр, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; -Поощрять желание детей соревноваться командами; -Формировать навыки безопасного поведения; -Воспитывать интерес и уважение к профессиям врача, спасателя, спортсмена; Художественно-эстетическое развитие -Продолжать знакомить детей с различными видами искусства; -Развивать у детей интерес к художественной литературе; -Продолжать развивать творческий потенциал детей, поощряя индивидуальность и неповторимость. Работа с родителями - Заинтересовать родителей в формировании здорового образа жизни в семье; - Дать представление родителям о значимости совместной с детьми двигательной деятельности; - Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ; Формы реализации проекта: - НОД, свободная деятельность детей, совместная деятельность детей и педагогов, деятельность детей и родителей; - Беседы; - Игры разной направленности (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на дыхание, эстафеты и другие); -Наблюдения, опыты, в том числе на прогулке; - Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов; - Чтение художественной литературы; - Экскурсии; - Просмотр мультимедийных презентаций; - Вечера досуга; - Совместные с родителями спортивные праздники и другие развлечения; - трудовая деятельность детей, направленная на формирование привычек здорового образа жизни. Работа с родителями: - Анкетирование «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни» и «Оценка деятельности ДОУ в рамках физического развития детей»; - Печатные консультации: памятки, рекомендации; - Создание альбома «Как воспитать грамотного пешехода»; - Совместное проведение спортивных мероприятий и вечеров досуга; - Участие в конкурсе рисунков «Зимою на дорогах» по ПДД. - Родительское собрание «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; Предполагаемый результат: - Дети будут знать несложные приёмы самооздоровления; - Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима дня, правильное питание, чистота тела, физические нагрузки); - Повышение речевой активности, активизация словаря по теме «Наше тело», «Зимние виды спорта»; - Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев; - Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей; - Повысится заинтересованность родителей в совместной с детьми двигательной деятельности; - Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в ДОУ: картотеки игр и упражнений, медиатеки, проекты, перспективные планы, конспекты НОД, презентации. Этапы работы над проектом: Подготовительный этап. 1. Постановка цели и задач, составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. 2. Подбор демонстрационного материала. 4. Подбор художественной литературы по темам «Тело человека», «Зимние забавы», «Сохрани свое здоровье». 5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Больница», «Аптека», «Травмпункт», «Магазин спортивных товаров». 6. Создание дидактических игр «Угадай, что спрятано?», «Что ты знаешь о?», «Кому это нужно?», «Приготовь салат», «Что не так?» 7. Подбор материала для продуктивной деятельности. 8. Анкетирование родителей. 9. Изготовление папок-передвижек с консультациями для родителей. Основной этап. Ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия. Утренняя гимнастика в спортивном зале. Физкультминутки ежедневно по мере необходимости в зависимости от вида и содержания НОД. Пальчиковая гимнастика по мере необходимости во время проведения НОД. Гимнастика для глаз по мере необходимости при большой нагрузке на зрительный нерв. Артикуляционная гимнастика 3-5 раз в день. Дыхательная гимнастика. Бодрящая гимнастика после сна. Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями и контрастными воздушными ваннами ежедневно по мере пробуждения и подъёма детей. Упражнения для профилактики плоскостопия ежедневно после дневного сна в группе: хождение по массажным дорожкам, коврикам; самомассаж. Психогимнастика по мере утомляемости детей. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Сроки проведения мероприятий (тематические недели) Направления по образовательным областям Совместная деятельность взрослых и детей. Взаимодействие с родителями, социальными партнерами. Тематическая неделя «Тело человека». Физическое развитие. Физкультминутка «Мою руки» П/и «Два Мороза» П/и «Хитрая лисица» П/и «У медведя во бору» Игры- эстафеты: «Не урони», «Меткий стрелок», «Передай дальше» Гимнастика для глаз «Снежинка» Самомассаж «Руки растираем и разогреваем» Анкетирование «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни» и «Оценка деятельности ДОУ в рамках физического развития детей»; Консультация «Организация закаливания детей» Познавательное развитие. Беседа «Что я знаю о себе?» Просмотр презентации «Строение тела человека». Рассматривание альбома «Тело человека». Рассказ о первой помощи при различных травмах, изучение альбома. Опыт «Греет ли шуба?» Памятка «Осторожно, гололед» Речевое развитие. Д/и «Письмо от почемучки» Д/и «Что ты знаешь о…» Д/и «Опиши, чтобы мы узнали» Социально-коммуникативное развитие. СРИ «Аптека» СРИ «В травмпункте: окажем первую помощь» Д/и «Умею – не умею» Экскурсия в медицинский кабинет. Изготовление атрибутов к СРИ «Аптека», «Травмпункт». Художественно-эстетическое развитие. Знакомство с портретной живописью Серова, Репина, Крамского и др. русских художников. Аппликация в нетрадиционной технике «Портрет». Рисование «Цветные ладошки»(фантазийные композиции) Лепка «Веселый человечек» Чтение художественной литературы: Загадки Стихи «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковский, «Правая и левая» О. Дриз, «Сказки из ладошек» В. Шипунова, Рассказ «Автомобиль» Н. Носов Организация выставки детских работ. Тематическая неделя «Зимние забавы. Зимние виды спорта». [/i] Физическое развитие. Игра-соревнование «Веселые старты» совместно со старшей группой «Ромашки». НОД «Встаем на лыжи» Игра «Строим снежную крепость» Квест «В поисках затерянных сокровищ». Игра с элементами спортивного ориентирования. П/и «Ловишки», «Удочка», «Кошка на дереве, собака на земле». Игры-эстафеты:«Бег с препятствиями» игры со спортивным инвентарём (мячи, кегли, городки, клюшки и шайбы, эстафета с санками. Самомассаж под музыку «Катится колючий ежик» Участие во Всероссийском «Дне снега" Познавательное развитие. Презентация «Зимние виды спорта» Беседа «Твой режим дня». Просмотр мультфильма»Шайбу! Шайбу!» Д/и «Угадай, что спрятано» Д/и «Кому это нужно?» Оформление альбома для родителей «Как воспитать грамотного пешехода». Памятка «Бродячие собаки». Консультация «Как с пользой для здоровья проводить выходные дни». Речевое развитие. Составление рассказа «Зимние увлечения моей семьи» Заучивание стихотворения «Хитрые санки» И. Бурсова. Д/и «Какой?» Социально-коммуникативное развитие. Викторина «Кто больше назовет зимних видов спорта?» Экскурсия в спорткомплекс, наблюдение за игрой спортсменов. СРИ «На тренировке» СРИ «Магазин спортивных товаров» Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание репродукции картины А. Дейнеки «Хоккеисты» Лепка «Снеговики в шапочках и шарфиках» Рисование «Весело качусь я под гору в сугроб» Участие в выставке рисунков «Зимою на дорогах» Чтение художественной литературы: Н. Носов «На горке», А. Малеинов «На Ленинских горах»,стихотворение Л. Квитко «На катке». Тематическая неделя «Сохрани свое здоровье». [/b] Физическое развитие. НОД «В здоровом теле здоровый дух» на свежем воздухе. Беседа с элементами игры и закаливания «Советы доктора Айболита». П/и «Охотники и зайцы», «Совушка», «Хитрая лиса», «Прятки» Игры-эстафеты «Кто быстрей», «Попади в обруч». Самомассаж под музыку «У жирафа пятна». Лаборатория: «Моем руки – избавляемся от микробов». Стенгазета-фотоотчет «Мы весело гуляем – здоровье укрепляем» Познавательное развитие. Беседа «Где прячется здоровье?» НОД «Что такое микробы?», проведение опытов. Беседа с элементами игры и закаливания «Советы доктора Айболита». Игра «Азбука пешехода» в уголке ПДД. Д/и «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат», «Фруктовое канапе». Д/и «Опасно – безопасно» Памятка «Детский травматизм» Консультация «Как уберечь детей от выпадения из окна» Речевое развитие. Составление рассказов по сюжетным картинкам «На льду» Д/и «Что не так?» Социально-коммуникативное развитие. Беседа «Чистота – залог здоровья» Труд «Чистый дом – здоровье в нем» (Уборка пыли и мытье игрушек) Экскурсия в прачечную и кухню. СРИ «Готовим полезный обед» СРИ «Больница» Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание репродукции картины Б. Кустодиева «Зима». Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты». Рисование «Шапочки и варежки» Аппликация «Банка варенья для Карлсона» Оформление выставки работ «Кладовочка Карлсона, который живет на крыше». Чтение художественной литературы: рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!», К. И. Чуковский «Мойдодыр», стихи о гигиене (картотека, загадывание загадок о предметах гигиены, Е. А. Алябьева «Руки надо мыть». Заключительный этап. 1. Оформление плаката «Здоровый образ жизни». 2. Выставка совместного творчества родителей и детей. 3. Спортивное мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья». 4. Родительское собрание «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». 5. Презентация проекта. Обобщение педагогического опыта воспитателям в ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда Область развития Атрибуты, оборудование, дидактические материалы Физическое развитие Массажные коврики, мячи, кегли, клюшки, шайбы, обручи, скамья, поролоновый напольный конструктор, скакалки, санки, ватрушки, картотека пальчиковых игр, физкультминуток, подвижных и малоподвижных игр, картотека упражнений для глаз (в группе). Канат, мешочки с песком, мишень для метания, тренажеры, шведская стенка, большие мячи для прыганья, гимнастические маты (в спортивном зале). Познавательное развитие Плакаты «Тело человека», «Зима. Зимние забавы», картинки «Зимние виды спорта», «Зимний спортивный инвентарь», альбом «Тело человека», плакат «Безопасность», карточки «Знаки дорожного движения», сюжетные картинки по ПДД, серия картинок»Один дома», «Личная безопасность», памятка для детей «Алгоритм одевания зимой», картинки «Фрукты», «Овощи», альбом «Оказание первой помощи при различных травмах», вода ватные диски, теплый шарф для опытов. Речевое развитие Сюжетные картинки «На льду», «Зимние игры и забавы», «Зимние виды спорта», дидактические игры. Социально-коммуникативное развитие Атрибуты к СРИ «Аптека», «Больница», «Травмпункт», карта и сундучок для квеста «В поисках затерянных сокровищ», мультфильм «Шайбу! Шайбу!», атрибуты к СРИ «Магазин спортивных товаров», белый халат и шапочка Айболита, большие картонные градусники, тряпочки для пыли, тазики для мытья игрушек, лейки, палочки для рыхления цветов. Атрибуты к СРИ «Готовим полезный обед» Художественно-эстетическое развитие Портретная живопись русских художников, репродукция картины А. Дейнеки «Хоккеисты», репродукция картины Кустодиева Б. «Зима», музыкальные записи для релакса, физкультминуток, самомассажа, художественная литература для чтения детям. Полученный результат. Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован материал по теме проекта. ППС группы стала богаче. В физическом развитии детей наблюдается положительная динамика. Дети знают и умеют выполнять упражнения, задания, команды, используемые в процессе реализации проекта. Улучшились внимание и быстрота реакции детей. В детском коллективе появился командный дух. В речевом развитии детей наблюдаются положительные изменения. Значительно пополнился их словарный запас, улучшилась монологическая и диалогическая речь, сформировались обобщающие понятия. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными. В свободной деятельности широко применяют игры, песенки, считалочки, а также атрибуты сюжетно-ролевых игр. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию физических и творческих способностей детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы. Большинство родителей осознали необходимость ведения здорового образа жизни и совместной с детьми двигательной активности. Приложение. Анкета для родителей 1. «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни» 1. Укажите, пожалуйста, возраст вашего ребенка от 5 до 6 – от 6 до 7 – 2. Посещает ли Ваш ребенок спортивные секции?___ 3. Как вы считаете, что влияет на здоровье ребенка?___ ___ 4. Соблюдаете ли вы здоровый образ жизни в семье?___ 5. Как часто вы вместе с ребенком проводите время на улице за активными играми?___ 5. Знаете ли вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием вашегоребенка___ 6. Нуждаетесь ли Вы в консультациях специалиста по физическому развитию?___ ___ 7. Назовите наиболее приемлемые закаливающие процедуры для вашего ребенка 8. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?___ ___ 9. Какое направление развития для вашего ребенка вы предпочли бы (выбрать не более трех): - Физическое развитие; - Художественно – эстетическое; - Социально – эмоциональное; - Интеллектуальное; - Обучение иностранным языкам. 2. «Оценка деятельности ДОУ в рамках физического развития дошкольников» 1. Знаете ли вы, какие оздоровительные мероприятия проводятся в ДОУ, группе? - да - нет 2. Как вы оцениваете работу дошкольного учреждения по оздоровлению детей? - хорошо - плохо - другой вариант___ 3. Как вы оцениваете условия для физического развития детей в ДОУ? - хорошо - плохо - другой вариант___ 4. Есть ли у вас пожелания к организации оздоровительных мероприятий в ДОУ (указать какие)___ Результаты анкетирования. В анкетировании приняли участие 12 человек. -На вопрос «Соблюдаете ли вы ЗОЖ в семье?» положительно ответили все респонденты. (100%) -На вопрос «Как часто вы вместе с ребенком проводите время на улице за активными играми?» 10 человек ответили «По выходным» (83%, 2 человека «Ежедневно вечером после работы» (17%) -На вопрос «Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребенка дома?» положительный ответ дали 100% опрашиваемых. -10 человек (83%) знают, какие оздоровительные мероприятия проводятся в ДОУ. -100% родителей положительно оценивают работу ДОУ по оздоровлению детей. 4 октября 2022 в 19:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.