Петрова Марина Павловна, учитель-логопед
Песочная терапия в работе с детьми с ТНР«Песочная терапия в работе с детьми с ТНР» (Из опыта работы учителя-логопеда Петровой М.П. МБДОУ № 97 г.Иваново)
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский
Речь – одна из основных форм психической деятельности человека. Она играет определяющую роль в развитии личности и формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта речи. Эта проблема заставляет специалистов-коррекционщиков искать и применять в своей работе инновационные методы преодоления речевых нарушений. Одним из них является песочная терапия. Притягательность данной технологии заключается в том, что комплексное развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и понятную ему. Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую. Для детей - это игра с песком, для специалиста - это метод решения коррекционных задач. В условиях реализации ФГОС ДО в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является то, что детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. Логопедическая же практика показывает, что использование песочных игр в традиционных занятиях, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, при использовании игр с песком развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а так же речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Таким образом, естественная потребность детей играть с песком привела к мысли перенесения части учебного материала на песок, за счет чего можно сделать традиционную методику по развитию всех компонентов речи для детей с ТНР более интересной, увлекательной, продуктивной. Начали мы свою работу с песком с определения актуальности, постановки цели и задач данной технологии, разработки плана работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе. Целью пескотерапии является создание специальных условий и подходов в коррекционной работе с детьми-логопатами для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач детьми посредством технологии «Песочная терапия». Задачи:
Каждое занятие – игра начинается с повторения правил игры с песком. - песок не должен высыпаться из песочницы; - нельзя брать песок в рот и кидаться песком; - отряхивать руки и играть можно только над песочницей; - после игры надо убрать за собой рабочее место, убрать все игрушки на свои места. Перед занятием в «песочнице» желательно провести пальчиковые игры-разминки. Вот одна из них: Ручки, как жучки летают. И в песок они ныряют. Песочек лапками перебирают Горку строят и ровняют А ещё пересыпают Через сито пропускают Между ладошками потрут и на место уберут. В ходе тактильной разминки дети выполняют следующие действия: перебирают в песке пальчиками, строят горку, ровняют песок, пропускают песок через сито, протирают песок между ладошками. Подобные упражнения я предлагаю использовать в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность. Следует учитывать, что игры с песком являются лишь частью коррекционно-развивающего занятия и призваны решать конкретные педагогические задачи. Вот лишь некоторые из них: - развитие подвижности артикуляционного аппарата; Примеры упражнений: Лошадка. Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
- развитие диафрагмального дыхания; Примеры игр:
- Автоматизация звуков;
На песке чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.
-Развитие связной речи;
Опыт работы показывает, что использование песка дает положительные результаты: - у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; - дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата; - на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками. Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы. Список используемой литературы:
3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299. 4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с. 5.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189-191. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8921/ (дата обращения: 05.03.2019). 6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
4 октября 2022 в 18:49
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.