Петрова Марина Павловна, учитель-логопед

Дидактические игры в работе с детьми с ОВЗ

Дидактические игры в работе с детьми с ОВЗ.

Из опыта работы на логопедической группе.

 

Авторы статьи: учитель-логопед Петрова Марина Павловна

воспитатель Ковалева Татьяна Николаевна

МБДОУ д\с №97 г. Иваново

 

 Как показывает статистика, на сегодняшний день среди общего числа дошкольников с ОВЗ самую значительную группу составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Причины нарушений речи многочисленны (3). Это могут быть врожденные нарушения, возникающие вследствие повреждения головного мозга во время беременности или патологического течения родов. Заболевания и травмы ребенка в первый год жизни также могут привести к появлению речевых дефектов.

По мнению ученого М. Е. Хватцева, одной из главных причин речевых расстройств у детей является неблагоприятное влияние окружающей среды. Это и невнимание родителей, и отсутствие живого, а не виртуального общения, и стрессовые ситуации, часто возникающие в жизни современного человека. Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития. Гиперопека  не менее опасна, так как все потребности ребенка удовлетворяются родителями, и у него нет стимула для самостоятельного развития.(4)

Работая в логопедической группе, нельзя не заметить, что у детей с ОНР большие сложности с устойчивостью и объемом внимания. При относительно сохранной смысловой памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные словесные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Дети с ОНР быстро устают, они малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют.

 Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо скоординированы, скорости и четкости выполнения нет. Движения по словесной инструкции вызывают особое затруднение. Как правило, нарушены все виды моторики – общая, мимическая, мелкая и артикуляционная.

При задержке и недоразвитии речи наблюдается и значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. У таких детей наряду с речевыми нарушениями имеются нарушения интеллекта легкой и средней степени тяжести, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведенческие расстройства.

Поэтому необходимым условием реализации ФГОС в настоящее время становится интегрированный и личностно-ориетированный подход к коррекционно-образовательному процессу. Как показывает практика, только работа в тесной взаимосвязи всех специалистов ДОУ дает положительные результаты.

И, конечно, важно помнить, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра, поэтому мы, специалисты и воспитатели логопедической группы, активно используем все виды игр в коррекционно-образовательном процессе.

Работа на логопедической группе требует не только хороших филологических знаний, но и активное изучение и внедрение в свою деятельность в работе с детьми с ОВЗ здоровье сберегающих технологий. Хотелось бы поделиться дидактическими наработками, которые мы используем в своей работе. Часть игр мы делали своими руками из доступных материалов.

Развитие мелкой моторики - одна из важнейших задач в работе с детьми с нарушениями речи. Учёные доказали, что центры, отвечающие за координацию руки и работу артикуляционного аппарата, занимают наибольшую площадь и находятся в непосредственной близости в коре головного мозга, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем активнее развивается речь ребенка. (1)  Мы решили действовать под девизом Ольги Крупенчук «Тренируем пальчики, развиваем речь». (5)

Для этой цели были изготовлены такие игры как «Помоги Золушке» (сортировка различных видов круп), «Поиски сокровищ» (отыскивание и доставание мелких предметов из банки с гречневой крупой), различные шнуровки, самодельные бусины из ракушек, макаронных изделий, фигурных канцелярских скрепок, всевозможные разрезные картинки.

«Игры с прищепками» - другой любимый детьми вид игр на развитие мелкой моторики, логики, мышления, внимания, памяти и познавательного развития в целом.

Один из комплектов для игры включает в себя  изображения животных, природных объектов, игрушек, фруктов, овощей и всего, чего ваша душа желает, бельевые прищепки разных цветов (у нас 4 основных цвета) и коробку со сторонами цветов прищепок для эстетичного хранения всей этой атрибутики. Играя, дети не только тренируют свои пальчики, но и закрепляют основные цвета, а по вашему желанию, и оттенки, развивают такие психические функции как внимание, мышление, логика.

Другой вид игр с прищепками – игры типа «Кто что ест?», «Чей хвост?», «Кто где живет?», «Сосчитай» и тому подобное. Игра состоит из многогранной плоской панели с необходимыми элементами изображения и соответствующими деталями на прищепках, присоединить которые дети должны в процессе игры. Данное пособие позволяет решить ряд задач в коррекционно-образовательном процессе. Это и систематизация знаний по определенной лексической теме, и развитие психических процессов, и коммуникация, и развитие мелкой моторики, и создание так необходимой для нашей работы благоприятной гармоничной эмоциональной атмосферы.

Для формирования тактильной чувствительности изготовлена игра «Тактильные дорожки». Пособие выполнено из различных круп, выложенными в виде дорожек, с вырезанными и вклеенными картинками животных, птиц, явлений природы и покрыто лаком. Ребенок с закрытыми глазами должен пройти всю дорожку, по сюжету придумать свой рассказ. Игра предназначена для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов, развития мелкой моторики рук, ориентирования в пространстве, познавательного развития.

Другая игра для развития тактильной чувствительности - «Угадай рисунок». На дощечке выложены различные изображения из манной крупы, раскрашены и покрыты лаком.  С закрытыми глазами, на ощупь, ребенок угадывает рисунок. Играя, дети развивают тактильное восприятие, мелкую моторику, пополняют представления об окружающем мире.

Еще одна игра - «Волшебные ниточки». Для удобства игры из фанеры, обтянутой тканью, были изготовлены для каждого ребенка рабочие планшеты. На них ребята выкладывают согласно рисунку из разноцветных шерстяных ниток различные картинки. В ходе игры дети развивают зрительно-моторную координацию, мелкую моторику рук, происходит формирование плавности, точности и ритмичности движений рук. По «нарисованной» картинке дети придумывают рассказ, развивая связную речь.

Очень нравится ребятам пальчиковые гимнастики делать на пластиковом коврике «Травка». Помимо развития мелкой моторики, происходит хороший массаж ладоней, ребер кистей рук и подушечек пальцев. К таким же любимым предметам относятся шарики  и колечки Су-джок. Многочисленные картотеки с речевым сопровождением, в том числе и стихи наших педагогов, собраны в ходе долгой работы на логопедической группе.

Для развития мелкой моторики детей полезна и очень интересна работа с пипетками, спринцовками, шприцами, коктейльными трубочками. Фантазируя с пипеткой в руках, ребенок развивает внимание, выдержку, точность и аккуратность. Пальцы рук становятся крепче, а развитые пальчики смогут правильно и удобно держать ручку или карандаш и выполнять разные задания: рисовать прямые линии геометрических фигур и печатных букв, вырезать ножницами необходимый контур.

Ребята во всех этих играх учатся фантазировать и мыслить творчески! Пособия оказывают неоценимую помощь в развитии социально - коммуникативных навыков детей. В ходе игры дети с удовольствием общаются, взаимодействуют, учатся друг у друга. Ну и конечно, речь воспитанников под ненавязчивым контролем педагога получает естественное развитие. 

На занятиях с детьми, имеющими нарушение речи, большое внимание уделяется упражнениям на дыхание. Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, артикуляционный аппарат, способствуют правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. (2)

Для постановки свистящих звуков, для развития силы выдоха из 2 картонных цилиндров, палочки для суши, ниток и кусочков меха (бисера, пайеток или любого другого легкого материала) изготовлен так называемый «турник».

Другие любимые пособия детей – «Футбольное поле» с мячом-ватным шариком и «Морское путешествие» с легкими лодочками-скорлупками, пластилиновыми островами в подносе, наполненном водой.

Силами педагогов изготовлены всевозможные бабочки, листочки, снежинки на ниточках для формирования направленной воздушной струи.

На занятии по ручному труду во время недели «Обитатели морей» ребята сами смастерили из картона и цветной бумаги осьминогов с легкими щупальцами. Затем фонарики-осьминоги прикрепили к рамке пялец, подвесили эту конструкцию вертикально и теперь с удовольствием используют для дыхательной гимнастики.

  Для развития силы дыхания из пластиковых бутылок, трубочек для коктейля и конфетти сделана игра «Разноцветный ветерок».

Эти и множество других решений специалисты и воспитатели речевых групп нашего детского сада эффективно используют в своей работе, регулярно обогащая предметно-развивающую среду и способствуя успешной социализации личности каждого ребенка, стимулируя его к учебной деятельности, вызывая интерес и потребность общения, развивая когнитивные процессы и решая главную задачу – развитие речи детей как главного средства коммуникации.

1. Медицинский сайт «AMG», http://www.amedgrup.ru/motorzony.html;

2. Ульянникова Ольга Николаевна (https://infourok.ru/dihatelnie-uprazhneniya-dlya-detey-s-ovz-2054367.html);

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.

4. Хватцев М.Е. Логопедия: уч. для пед. Институтов. –– М, 1937

5. Крупенчук Ольга Игоревна «Тренируем пальчики – развиваем речь!»  - ИД «Литера», 2008 год.

18 ноября 2019 в 22:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.