Петрова Марина Павловна, учитель-логопед

Проект Огород на подоконнике

Проект «Огород на подоконнике»

в старшей группе.

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Возраст детей: 5-6 лет.

Разработчик проекта: воспитатель старшей логопедической группы Петрова Марина Павловна.

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели старшей группы.

Продолжительность проекта: среднесрочный (4 недели).

Сроки реализации проекта: 6.03.2017-31.03.2017

Цель: Формирование у детей интереса к познавательно-исследовательской деятельности с целью выращивания культурных растений в комнатных условиях; воспитание у детей любви и бережного отношения к природе; создание огорода на подоконнике.

Актуальность:

Вот и закончилась зима! Но за окном еще лежит глубокий снег, и ночные заморозки не дают ему быстро растаять. Солнце всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Совсем скоро придет время посадок. Неугомонные огородники вовсю занимаются выращиванием рассады для своих участков.

 Создание огорода на подоконнике в группе детского сада – это не только познавательное, но и очень приятное занятие, особенно когда за окном ещё лежит снег. Уже хочется не только отведать свежие дары природы, но и полюбоваться цветами зелени. Очень приятно, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, салат и даже редис. Огород в группе – это отличный способ развеять сезонную тоску, а вместе с тем получить много новых, интересных и полезных знаний, своими глазами увидеть волшебные превращения сухого семени в зеленый росток, который, возможно, принесет богатый урожай.

В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры ребёнка. Проектная деятельность позволяет сформировать у детей глубокие знания в области экологии. Используя различные методы и приёмы работы по проекту, можно добиться не только достаточного уровня освоения программного материала, но и формирования  определённых личностных качеств ребёнка, способствующих развитию трудовых навыков, социализации,  формированию эстетических представлений и стремлению украшать мир вокруг себя, сохраняя и приумножая природные богатства.

Приоритетная область: познавательное развитие.

Интегративные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие,  физическое развитие.

Задачи:

 

Образовательная область

 

Задачи

Познавательное развитие

Расширить представление детей о культурных растениях;

Познакомить детей с особенностями выращивания некоторых культурных растений;

Обобщать представления детей о необходимости тепла, света, влаги для полноценного роста растений;

Формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами людей;

Речевое развитие

-Развивать связную речь детей;

-Совершенствовать навыки детей в составлении описательных рассказов с использованием мнемотаблиц;

-Формировать умение составлять сюжетный рассказ по картинкам, соблюдая последовательность, точность, выразительность;

-Обогащать активную речь детей лексикой по темам «Овощи», «Труд на огороде»;

-Совершенствовать грамматический строй речи детей.

Социально-коммуникативное развитие

Подводить детей к самостоятельному желанию ухаживать за растениями;

Развивать чувство ответственности за создание благоприятных условий в мини-огороде;

Воспитывать бережное отношение к коллективному труду и личную ответственность за его результаты;

Развивать умение детей коллективно работать над заданием, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное;

 

Художественно-эстетическое развитие

Продолжать развивать творческий потенциал детей, поощряя индивидуальность и неповторимость.

Поощрять разнообразие творческих работ и их вариативность;

Формировать умение правильно отражать свои наблюдения в рисунке (ведение журнала наблюдений)

Физическое развитие

 

 

 

 

 

Развивать у детей крупную и мелкую моторику;

Совершенствовать умение детей координировать слова с движениями;

Поддерживать у детей интерес к играм различной подвижности;

Создать условия для закаливания детей при работе с водой и почвой;

 

Формы реализации проекта:

 

- НОД, свободная деятельность детей, совместная деятельность детей и педагогов, деятельность детей и родителей;

-Наблюдения, опыты;

- Беседы;

- Игры разной направленности (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры на дыхание, эстафеты и другие);

- Рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;

- Чтение художественной литературы;

- Просмотр мультимедийных презентаций;

- Мастер-классы;

- Совместные с родителями праздники  и развлечения;

- трудовая деятельность детей.

Работа с родителями:

 

- Помощь родителей в приобретении грунта, контейнеров для рассады, семян;

- Совместное проведение мастер-классов и вечеров досуга;

 -Печатные консультации: памятки, рекомендации;

- Участие в конкурсе «Лучшее украшение для мини-огорода»;

-Совместный труд в природе: посадка саженцев деревьев на участке сада.

Предполагаемый результат:

1.  Дети познакомятся с культурными растениями.

2.  Опытным путем дети добьются необходимых условий для роста растений.

3.  С помощью исследовательской работы дети познакомятся с многообразием  посевного материала.

4.  У детей будет сформировано бережное отношение к растительному миру.

5.  Сформируется уважительное отношение к труду и его результатам.

6.  В группе будет создан огород на подоконнике.

7.  Совместными усилиями будет оформлен дневник для фиксации наблюдений за ростом растений в огороде на подоконнике.

8.  Родители примут активное участие в реализации проекта, что будет способствовать  дальнейшему сплочению коллектива.

Этапы работы над проектом:

 

Подготовительный этап.

1. Постановка цели и задач, составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.

2. Подбор демонстрационного материала.

4. Подбор художественной литературы.

5. Приобретение и самостоятельное изготовление емкостей для рассады, леечек, украшений.

6. Создание дидактических игр «Разрезные картинки по темам «Овощи» и «Фрукты», «Угадай, что спрятано?», «Что ты знаешь о…?»,  «Четвертый лишний» , «Вершки и корешки», «Приготовь салат», «Узнай на вкус», «Где прячутся детки?»

7. Подбор материала для продуктивной деятельности.

8. Изготовление папок-передвижек с консультациями для родителей .

Основной этап.

 

Направления по образовательным областям

Совместная деятельность взрослых и детей.

Взаимодействие с родителями, социальными партнерами.

Познавательное развитие.

НОД «Такие разные семена»

Просмотр презентации «Загадки с грядки».

Беседа «Что необходимо растениям для роста?»

Опыты по разным условиям для проращивания семян.

Наблюдения «Растут ли наши растения?»

Рассматривание иллюстраций овощных культур.

Консультация «Огород на подоконнике»

Приобретение материалов для опытнической деятельности.

Речевое развитие.

Д/и «Что ты знаешь о…»

Д/и «Опиши, чтобы мы узнали»

Составление рассказа по мнемотаблице.

Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Составление с детьми рассказов о помощи взрослым на огороде.

Социально-коммуникативное развитие.

СРИ «Огород»

СРИ «Готовим витаминный салат»

НОД с родителями «Пугало огородное»

НОД с родителями «Огородники»

Коллективный труд.

Участие в мастер-классе «Пугало огородное»

Участие в досуге с театрализацией и совместным приготовлением овощного салата.

Высадка саженцев деревьев на участке группы.

Художественно-эстетическое развитие.

Мастер-класс «Ваза для веточек»

Мастер-класс «Пугало огородное»

Рисование «Корзина овощей»

Рисование «Лейка»

Аппликация «Варенье для Карлсона»

Аппликация «Яблоневый сад»

Оригами «Тюльпаны»

Маски «Воронята»

Организация выставки детских работ.

Помощь в оформлении дневника наблюдений.

Физическое развитие.

Физкультминутка «Огород»

Физкультминутка «Во дворе растет подсолнух»

Физкультминутка «Фрукты»

Физкультминутка «Удивляемся природе»

Пальчиковая гимнастика «Вырос у нас чесночек»

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

П/и «Воронята»

П/и «Быстро возьми»

МПИ  с мячом «Вершки или корешки»

МПИ с мячом «Овощ или фрукт»

 

Заключительный этап.

1.Оформление дневника наблюдений.

2. Выставка детского творчества.

3. Досуг для детей и родителей «Сам готовлю я салат».

4. Труд в природе совместно с родителями.

5. Презентация проекта. Обобщение педагогического опыта воспитателям в ДОУ.

Полученный результат.

В процессе работы над проектом дети познакомились с культурными растениями.

 У них сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по

выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

 

 Дети наблюдали за ростом растений в разных условиях, устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – свет, растения – кислород, учились анализировать, делать выводы. В результате практической и опытнической деятельности ребята получили оптимальные условия для роста растений.

Маленькие участники проекта стали бережнее относиться к растительному миру, научились вместе трудиться и ценить результаты своего и чужого труда.

Была самостоятельно выращена рассада цветов для высадки в открытый грунт, посажены саженцы деревьев для озеленения прогулочного участка.

Дети совместно со взрослыми оформили «Дневник наблюдений», в который вошли как рисунки детей, так и другие интересные материалы: фотографии, картинки овощей, загадки, викторины, образцы семян овощных культур.

В ходе совместной с родителями деятельности детский коллектив стал дружнее, появились планы для будущих  проектов.

28 октября 2017 в 18:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.