Петрова Марина Павловна, учитель-логопед

Логопедические игры по теме "Морские обитатели"

23 октября [ср]

Изготовив совместно с детьми такой аквариум, можно с удовольствием использовать его на логопедических занятиях для развития правильного речевого дыхания.

Не забудем выполнить "морскую"артикуляционную гимнастику.

Логопед. Ребята, давайте поднимем наши паруса. Нужно приоткрыть рот и улыбнуться. Поднять широкий язычок вверх и упереться им в бугорки за верхними зубами (альвеолы). Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 5. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 2. Вы будете держать , а я буду читать стихотворение.

Ветер парус раздувает,

Наш корабль подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

0fae635d6118012821d559cde0a9dc24.jpg

Разрезные картинки. Дети с интересом собирают карточки с изображением морских обитателей, закрепляя при этом их названия, цвет, форму, сортируют картинки по различным признакам, автоматизируют поставленные звуки, делят слова на слоги и составляют с этими словами предложения, а может, даже целые рассказы!

4775c76ecd781b5a7153a30fab706eb1.jpg

Игры на развитие мелкой моторики. Это и традиционные пальчиковые игры в сочетании с веселыми стихами, и самомассаж ракушками различной текстуры, и игры на ловкость рук и координацию движений. Отлично работают игры, направленные на развитие межполушарных связей (поймай рыбок сразу двумя удочками)

1b75a93d766cc79c59f2ac051f722f2b.jpg6f8b37e28f01bd6fc9b00e0457da8424.jpg

Логопедическая игра  с использованием ракушек или камешков.

Ракушки и камешки можно использовать в качестве дидактического материала для коррекции звукопроизношения (автоматизация и дифференциация сонорных звуков), для совершенствования грамматического строя речи (работа с однородными прилагательными), для развития связной речи, совершенствования мелкой моторики и, конечно, развития психически процессов (восприятие, память, мышление). 

К созданию данного пособия можно привлечь детей, которые будут собирать ракушки на пляже или оформят с взрослыми игровое поле.
Описание: цветное игровое поле, стилизованное под морской пейзаж, морские ракушки различные по фактуре, цвету и размеру, расположенные в 2 ряда слева и справа.
Игра № 1. «Побежали крабы».
Категория: от 5-ти лет (дети с ОНР, с дизартрическим компонентом, с ФФН)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев обеих рук ребенка, развитие синхронности в выполнении движений обеими руками, развитие тактильных ощущений за счет работы с ракушками различных размеров и фактуры, автоматизация звука [р], дифференциация звуков [р-р,-л-л,].
Содержание: Ребенок указательными и средними пальцем обеих рук должен «пробежать как краб» по ракушкам снизу вверх, а затем сверху вниз (левый вертикальный ряд для левой руки, правый ряд – для правой). Задание выполняется синхронно обеими руками. Действия ребенка для ритмичности и синхронности движений сопровождаются словами взрослого (а затем и ребенка):
«Глубоко на дне морском
Краб гуляет босиком:
Он натер сегодня пятку –
Целый день плясал в присядку.» (В. Кириленко)

Игра № 2. «Собери ракушки».
Категория: от 5-ти лет (дети с ОНР, с дизартрическим компонентом, с ФФН)
Цель: дифференциация звуков [р-р,-л-л,], развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие тактильного и зрительного восприятия за счет работы с ракушками различных размеров, цветов и фактуры.
Вариант № 1. Содержание: левый вертикальный ряд ракушек представляет собой работу над дифференциацией звуков [р,-л-л,]. Ребенок с закрытыми глазами водит по ряду ракушек, затем по команде логопеда «Стоп» останавливается и определяет на ощупь, какая ракушка ему попалась: «Нашел большую (маленькую) ракушку».
Вариант № 2. Содержание: правый вертикальный ряд ракушек представляет собой работу над дифференциацией звуков [р-р,-л-л,]. Ребенок с помощью считалки выбирает ракушку и дает ей характеристику. Считалка начинается с любой ракушки сверху или снизу, а затем продолжается снова с уже выбранной ракушки.
Считалка:
Ветер за море летал,
И ракушки посчитал.
Моя очередь считать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Лексический материал для характеристики ракушек: ракушка большая, маленькая, гладкая, шершавая, ребристая, белая, светлая, черная, полосатая, коричневая, оранжевая.

Играйте с удовольствием!


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.