Петрова Марина Павловна, учитель-логопед

Общее недоразвитие речи (ОНР)

10 - 14 сентября

Недоразвитием речи принято считать такую форму речевой патологии, при которой
у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы следующие 
компоненты языковой системы: 

Фонетика (произношение) Нарушение звуко-слоговой структуры слов Лексика (словарь) Грамматика Связная речь Фонематические процессы (звуковой анализ, синтез, представления)

В качестве причин возникновения ОНР у детей можно назвать: различные инфекции, интоксикации (токсикоз) матери в период беременности, несовместимость резус-фактора крови или групповой принадлежности матери и ребёнка, травмы при родах и патология в родах, различные заболевания ЦНС, травмы головного мозга в начале жизни. Очень часто ОНР возникает вследствие комплексного влияния разнообразных факторов, например, таких как наследственная предрасположенность, органическая недостаточность центральной нервной системы, неблагоприятная социальная среда.

ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана.

Рассмотрим основные уровни ОНР :

 ОНР 1 уровня  подразумевает практически полное отсутствие речи.

Детьми используются лепетные слова, звукоподражательные комплексы, некоторые существительные и глаголы бытового характера, неполные лепетные предложения, звуковая форма которых имеет смазанную и непостоянную структуру. В большинстве случаев ребёнок «помогает» себе мимикой, жестами. Объём пассивного словаря (набор слов, которые дети знают и понимают) больше объёма  активного словаря (слова, которые ребёнок употребляет в своей речи). Также они используют жесты и довольно выразительную мимику при выражении собственных мыслей. Об ограниченности активного словарного запаса у детей с ОНР говорит замена нескольких понятий каким-либо одним лепетным словом ( «биби» - самолёт, машина, ехать).Характерно также преобладание однословных предложений в течение очень долгого времени. Предложение может расшириться в объёме до двух-четырёх слов, но при этом его конструкция имеет полностью неправильное оформление (Матик тиде туя – Мальчик сидит на стуле).Бедность опыта и плохо систематизированные знания об окружающей жизни также затрудняют речевое развитие ребёнка.У детей с ОНР 1 уровня наблюдается сокращение количества слогов при воспроизведении сложных слов («ават» - кроватка, «бака» - собака) Дети данного уровня не понимают задания по звуковому анализу, т.е. не различают звуки, входящие в состав слова.

 2 уровень ОНР отмечается прибавлением к жестам и лепетным словам неверных, но имеющих постоянный характер общеупотребительных слов.Вместе с тем дети со вторым уровнем ОНР начинают различать некоторые грамматические формы слов. Тем не менее, данный процесс ещё очень неустойчив и недоразвитие речи у таких детей имеет выраженный характер. Речевые высказывания отличаются бедностью, словарный запас ограничен. Ребёнок просто перечисляет те предметы и действия, которые непосредственно им воспринимаются. Такие дети не обращают особого внимания на число, род и падеж и другие грамматические категории употребляемых слов и изменяют их довольно хаотично, бессистемно («Гуяю папа» - Гуляю с папой).Союзные слова и частицы редко употребляются в речи. Дети переставляют местами звуки, слоги, слова, укорачивают слова при стечении согласных.

 На 3 уровне ОНР появляется развёрнутая речь, где ребёнок уже использует целые фразы, но наблюдаются нарушения лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера. Дети с третьим уровнем ОНР могут  искажённо произносить звуки, заменять их всловах ( чаще всего свистящие- шипящие, соноры. Например: шапка-сапка, рак-лак,) Но, несмотря на вышеперечисленные сложности, дети используют в общении все части речи, правильно применяют несложные грамматические формы, строят сложносочинённые и сложноподчинённые речевые конструкции. Повышается уровень произносительных умений. Дети свободно называют те предметы, признаки, свойства и качества которые им знакомы. Они в большинстве случаев способны составить короткий рассказ о себе, своей семье, событиях в жизни. Но, несмотря на явные улучшения, речевое недоразвитие у этих детей всё ещё выражено в лексике, грамматике, фонетике. Общаясь с таким ребёнком можно заметить, что он старается обойти все трудные для него слова, но если всё же произносит их, ошибки видны очень чётко. Словарный запас увеличивается в объёме, но дети совсем не знают значений некоторых слов, неправильно понимают и употребляют часть слов. Звуковое оформление всё ещё не доходит до нормы, наблюдаются ошибки в звуконаполняемости слов.У таких детей недостаточно развит фонематический слух, в связи с этим возникают проблемы со звуковым анализом и синтезом, что позже может сказаться на успеваемости в школе.

Всегда нужно помнить, что нормальное развитие возможно в том случае, если занятия с детьми с ОНР будут не только со стороны педагога (логопеда, воспитателей), но и дома. Семья- важная составляющая в жизни каждого ребёнка, поэтому если в семье с ребёнком занимаются, предъявляют к нему требования, то динамика процесса коррекции будет несомненно положительной и будет проходить в значительно более быстром темпе.



Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.